20 авг. 2011 г.

С худой овцы хоть шерсти клок. О ГКЧП

Вчера отмечали двадцатилетие ГКЧП.
В блогосфере много материалов именно по этому поводу. Я вначале не хотел писать свои воспоминания, а потом передумал.
В августе 1991-ого я служил в армии, точнее на ремонтном предприятии - воинской части Министерства обороны. Путч я, так получилось, проспал. Наша часть подчинялась Москве, и округ нас проигнорировал с оповещением. Это если у них самих была какая-то тревога. Я этого не знаю.
Странно, но до приезда на службу я ничего не знал. До службы я добирался на своей "копейке" и обратил внимания, что на улицах стало неожиданно малолюдно. Возле части встретил капитана Полищука, он добирался до части на трамвае.
Поздоровались, он спросил, - Что случилось?
Я переспросил, не поняв, - В смысле?
Он, - Когда я зашел в трамвай, бабки вскочили и предложили мне сесть со словами, "пане офіцере, будь ласка, сідайте".
В дежурке нам всё стало ясно. Там стоял телевизор и как раз объявили новость про ГКЧП по случаю невозможности Горбачева по состоянию здоровья управлять страной.
Некоторые офицеры сразу воспряли духом, - Давно пора разобраться с этой шушерой! Шлёпнули Меченного!
Ещё чуток покрутившись возле дежурки и не получив внятных указаний от начальства, я отправился в цех.
В цеху неожиданно для себя обнаружил очередь возле своего кабинета... оказывается, это члены партии вспомнили про уплату членских взносов, а я, надо сказать, был заместителем секретаря цеховой партийной организации и отвечал за их сбор. Поскольку партийная жизнь на заводе/части давно замерла в виду бардака в стране и партии, то некоторые не платили взносы уже с полгода. С меня их никто не требовал, и я как-то не настаивал.
Пришли все. Мастер, бригадиры, рядовые партийцы и даже мой начальник. Сразу партийная касса ощутимо распухла. Столько партийных денег в моём сейфе не было никогда.
Вечером съездил к родным. В смысле к маме и брату. Отец за два месяца до того умер. По городу по приказу командующего округом пустили колонну БМП, я эту колонну увидел на Стрыйской у базарчика. Должен сказать, вид движущейся по брусчатке бронетехники произвёл на публику на тротуарах впечатление. Народ стоял "переляканый" в оцепенении. И куда-то пропали сине-желтые прапора.
Вечером дома посмотрел новости, всё тоже самое. Танки движутся по улицам Москвы. Всё тоже объявление ГКЧП. И Лебединое Озеро. Новостей практически никаких. Никого не арестовали, не ликвидировали. Неизвестно лишь что с Горби? На табакерку наткнулся или как?
Да, обратил внимание на трясущиеся руки главного гэчекаписта Янаева. И почему-то стало сразу понятно - это не серьёзно. И дело не в трясущихся руках, просто они оказались своеобразным катализатором восприятия... Нет динамики событий. Сегодня взяли телеграф, вечером мосты, утром взяли Зимний... контрреволюция, как и революция, требует постоянного движения событий. Успешных событий. Если остановился, значит проиграл. Положительную динамику обеспечит кто-то другой, но себе. Короче, бывшие комсомольские вожаки плохо учили дедушку Ленина, в его "Государство и Революция" про это очень подробно написано.
Так и оказалось, утром видя, что его никто не арестовывает, Ельцин залез на танк и толкнул речугу...
А через два дня до нас довели приказ о ликвидации политических и партийных органов в армии. Снова оживились куда-то пропавшие на дни путча "осередки Руха".
Рыбачок, мастер участка антенных систем, очень сокрушался о сданных накануне полугодовых взносах. Успокоил товарища, что все взносы у меня в сейфе. В общем, раздал партийные взносы ... и настала демократия. И так двадцать лет.

Да, о клоке шерсти от ГКЧП! ГКЧП справился с одной задачей, не был подписан новый союзный договор. А его подписание означало, что субъектов Союза стало бы значительно больше. То есть при своем развале, обновлённый Союз развалился бы на значительно большее количество частей.
А то, что он развалился бы, у меня сомнений сейчас нет. Горби вел дело именно к этому. Помешал ему Ельцин своей жаждой власти над как можно большим куском. Какой-нибудь Марий Эл его не устраивал.

1 комментарий:

Михалыч комментирует...

у нас уплаченные членские взносы вернули только за последний месяц!