23 февр. 2008 г.

Граната. ("охотничий" рассказ к празднику)

Тридцать лет назад я узнал, что по окончании института меня призовут на два года в армию. Я не сопротивлялся, так как считал, что лучше сразу отдать долг Родине... по принципу: сделал дело - гуляй смело.
Служить мне предстояло в Прикарпатском военном округе, т.е. почти дома, во всяком случае не дальше, чем пятьсот километров от него. Потом оказалось, что 500 км для меня и ещё двоих моих однокурсников сузились до 56-ти. Нам выпало служить в Стрыю. Мне и Томчуку в радиотехническом полку, а Клымкиву в ракетной круговской бригаде по соседству. Попали мы, как обычно бывает в армии, не по своему "ВУСу" (вус - военно-учётная специальность). Так как по ВУСу мы были зенитчиками, а не радиотехниками. Но и там, и там всё из радиодеталей, посему выпускнику радиофака разобраться в этом в принципе большой проблемы не составляло. Так же, видать, решили и кадрах округа.
Отправились мы с Томчуком и Клымкивым в Стрый. Наш полк оказался ближе к вокзалу, бригада Клымкива была за нашим полком.
На проходной предъявили свои "папэры" какому-то прапору. Он доложил дальше. Нас вызвали в штаб и провели к командиру полка. Командиром полка был полковник Гонта. Принимал нас он по отдельности. Меня он спросил, "Чем отличается детекторный приёмник от супергетеродина?" Ответ я знал и до поступления на радиофакультет, посему был очень удивлён вопросом. Но ответил.
Гонта пожевал губами и сказал, что раньше львовский политехнический готовил специалистов лучше. Я приторчал, но промолчал. Я ещё не знал нашего командира полка. Через полгода я бы понял, что меня похвалили.
В армии ведь вообще действует правило: не отругали, считай, что похвалили.
В общем назначил меня Гонта командиром радиотехнического взвода в 8-ую роту. Тут я вынужден извиниться, фио своего первого командира вылетело. Вроде как Артемьев. Во всяком случае в 8-ой роте я пробыл недолго. Не по моей вине или инициативе, но через некоторое время меня перевели в другую, 6-ую роту. Про 6-ую я как-нибудь в другой раз напишу.
Рота моя, кстати, стояла на боевом дежурстве в Нежухове (село рядом со Стрыём).
Итак далее по порядку, отвели нас с Томчуком на вещевой склад и нагрузили кучей обмундирования. Да, кстати, Томчука Гонта тоже спросил про детектор и гетеродин и также восторга ответом не выказал. Видать его (Гонты) познания в радиотехнике не простирались дальше этого. Томчука также назначили на аналогичною моей должность во второй батальон. (Забегая далеко вперёд сообщу, что на встречу выпускников пару лет назад Томчук пришёл в форме полковника украинской армии. Должность правда странная, как для выпускника радиофака - начальник автослужбы. А может Дима сейчас уже генерал? Осенью узнаю.)
В полку я встретил кучу знакомых по политеху: Олыва, Тимощук, Шпицер. Ядро младшего офицерского состава полка было сформировано из нашего политеха.
С кучами армейского барахла нас разместили в канцелярии какой-то роты и сказали, что надо привести форму в порядок, так как завтра на разводе нас представят личному составу полка. Занялись подшивкой. Китель, погоны, петлицы, полевая форма...
Утром до развода я увидел, что петлицы мы пришили неправильно. У нас они выглядели как у Шварцнегера в американском фильме про русскую мафию. Срочно на ходу пришлось перешивать. Представили нас. И тут наши пути разошлись, в том смысле, что Томчук остался в полку, определился в офицерскую общагу, а я "навострил лыжи" в роту в Нежухов. Хотя в общагу я тоже устроился в комнату с Олывой и Тимощуком. Третьим там был москвич Веденеев. Он служил в авиаполках в метеослужбе. Там была общая метеослужба у полка стратегов ТУ-16 и истребительного ПВОшного полка. А до того трудился на метеостанции в Останкино. Известная ведущая ТВ Татьяна Веденеева была его супругой. Томчуку досталось место в другой комнате.
Прибыв в Нежухов первым, кого я увидел, был Дейкин! Мой одноклассник! Мы вместе с ним поступали в вуз. В последний момент потеряли друг друга в коридорах главного корпуса, а посему попали на разные факультеты, я на радиофак, а он на электрофизику. Теперь он был на сборах от военной кафедры после пятого курса. У меня они (сборы) были после четвёртого курса.
Технику, которой мне предстояло руководить, я знал частично. Станцию П-15 мы изучали и по своему зенитному профилю, а вот основную станцию взвода П-12 я увидел впервые. Так же как и радиовысотомер ПРВ-9. Поэтому я был очень рад встретить друга, перед которым не надо строить из себя гросс специалиста. Первым делом я его попросил рассказать, что это такое, и где у него вход. Юра очень доходчиво мне разъяснил в течение часа почти всё, что знал. В смысле по П-12 ой. Радиовысотомера он тоже не знал.
Структура радиотехнического взвода такая: три радара, П-12, П-15, ПРВ-9. Соответственно три отделения. На П-15, ПРВ-9 есть начальники станций - прапора. Начальником основной станции П-12 являлся по совместительству командир взвода. То есть я.
Всех своих подчинённых я уже не помню, фамилии повылетали. Помню главных водил двенажки - Довгань и Гаврилов. Довгань абсолютно соответствовал своей фамилии. Под стать нему был и Райн, водитель с высотомера. Крепкий здоровяк немец из Казахстана. Рыжий. На такого глянешь и сразу скажешь - немец! В общем классные водилы. Я уже потом понял, как важно иметь таких водил... У Довганя комиссия из округа выявила один недостаток. Корбель (кривой стартер) был ржавый. На что он ответил, что не пользовался и пользоваться в дальнейшем не собирается.
Не с того начал. Ротный был солдафонистый мужик, но дело своё знал исправно. Его кумир - Жуков. Рота была крепкой. То есть пришёл я не на разорённое место. Мой предшественник - лейтенант Дризжак из кадровых военных уехал продолжал службу в ГСВГ. Вот интересно память устроена!? ФИО человека, которого никогда в глаза не видел, помню, а вот фио ротного вылетело.
Ротный коротко обрисовал круг задач роты, моего взвода в составе роты, моих личных задач по изучению техники, должностных обязанностей...
Этим я и занялся. Боевое дежурство заключалось в том что по расписанию рота включалась и следила за воздушной обстановкой. В это время кто-то другой отключался.
Незаметно пролетел день, другой. На третью ночь в комнату, где спали офицеры влетел дневальный - "Граната!!!" Что такое "Граната" я ещё не знал, но меня как и остальных какая-то сила выкинула из койки, ноги в сапоги, портупею застёгивал на ходу и мы понеслись к технике. Пока я добежал до позиции, дизеля моей станции уже перешли в рабочий режим. У дизелей стояли оба водилы по совместительству электромеханики в трусах и одевались. Влетел в станцию, старший оператор уже на месте. Антенна начинала крутиться. Весь экран в "целях"... нет конечно не всё, что летало, "цели". Но тогда только из львовского аэропорта самолёты взлетали каждые пятнадцать минут. В самом Стрыю два авиаполка. Городок, Чертков. И они тоже летали. Так что это не цели, а обычная воздушная обстановка, которую надо было отсечь и найти среди этого хаоса цель. Через секунд тридцать цель - пара высотных истребителей была определена и мы её провели на максимально-возможной дальности. Всё наша задача была выполнена, перехват целей не наша задача, а зенитчиков и перехватчиков. Через полчаса ротный дал отбой.
Выключились, личный состав спать, а сам к ротному, интересно же, в чем же участвовал. Ротный был очень доволен. Писал отчет по тревоге... ему только что объявили по радио благодарность.
Спросил ротного, что означает сигнал "Граната"?
Оказывается, это сигнал о ядерном, ракетном, воздушном нападении!
Ни хрена себе!

3 комментария:

Mankurt комментирует...

Прочитал с интересом. А что, служба мало кому мешала. В некотором смысле полезный житейский опыт. :))))))

Михалыч комментирует...

И где теперь все эти авиаполки?

Pilot комментирует...

"
И где теперь все эти авиаполки?
"

Актуальней спросить, а в каком состоянии взлётно-посадочная полоса, на которую эти авиаполки садились?