1 авг. 2007 г.

Ещё летает курилка...




Пару дней назад прочитал в интернете, что после взлета из аэропорта Домодедово разбился транспортный самолёт АН-12. Как потом выяснилось самолёт этот был построен аж в 1963 году, т.е. летал до момента катастрофы 43 года! Уникальная машина! Ничего не скажешь.
А на память пришли воспоминания про перелёт из Хабаровска в Читу на АН-12 в 1985-ом.
Я тогда оказался в составе московской комиссии ГРАУ, которая проверяла состояние военной техники в Дальневосточном и Забайкальском округах. Обычная такая комиссия по спасению чести мундира нашего Главного Ракетно-Артиллерийского Управления. Командующий восточной ставкой Третьяк тогда пожаловался в ЦК, что техника находящаяся на вооружении восточных округов устаревшая и с длительными сроками эксплуатации. Делалось это по горячим следам разборки по поиску виноватых в междунароном скандале со сбитым над Сахалином южно-корейским Боингом. Как и полагается, проверять челобитную направили комиссию из того ведомства, на которое жаловались... но не про это сей опус.
Занятная получилась командировка:
из Львова в Москву на Як-42, из Москвы в Хабаровск на Ил-62, из Хабаровска в Читу на Ан-12, из Читы в Буйлэсан и обратно на Ан-24, из Читы в Москву на Ту-154, из Москвы во Львов на Ту-134. И это всё за неполные три недели.
Так вот, закончив со спасением чести мундира в Дальневосточном округе комиссия направилась на попутной лошади, тьфу, самолёте в Забайкальский округ, а точнее в его столицу, город Читу. Попутной лошадью оказался Ан-12. Руководство комиссии в лице генерала Куцепало от места на халявном борте отказалось и полетело в Читу самолётом Аэрофлота.
Итак, на этот борт мы попали без особых хлопот. Многие как и я попали на борт военного транспортника впервые и с удивлением оглядывались в грузовом отсеке. Там был и небольшой пассажирский отсек. Но его размеры не позволяли разместиться даже товарищам из Садовокольцового округа. Отвлёкся, изнутри отсек выглядел огромным сараем. Самолёт нагрелся на солнце (дело было в середине июля) и внутри по климату весьма напоминал парилку. Но без душа. Члены комиссии разместились на откидных стульчиках вдоль бортов салона. Самолёт загудел всеми своими четырьмя двигателями, и, на удивление легко, как для сарая, оторвался от полосы и полетел на высоте 3,5 тысячи (это нам сообщили, потом) метров.
Я обратил внимание своего коллеги на трап посреди закрытых створок огромного заднего люка. И тут же выдал всё, что знал. Мол трап ведет в кабинку стрелков в хвосте самолёта. Владимир Мельников сразу оживился и решил посмотреть, а как там в кабинке стрелка? Сказано сделано, но не успел он занести свою ногу над трапом, как створки люка начали открываться... Володины очки враз стали матовыми... все в отсеке замерли и вцепились руками в поручни. Люк слегка приоткрылся и замер, наш неудавшийся исследователь на ватных ногах вернулся на место.
Через пару минут из жилого отсека появился веселый москвич, подполковник Полтавец, и радостно спросил: "Ну как, чуток проветрили?! Это я ребят попросил приоткрыть люк". К его удивлению его сообщение восторга в народе не вызвало...
Ну вот и Чита. Это мы поняли по тому, что самолёт наклонился носом вниз и резко пошёл к земле. Уши сразу заложило. Военный борт не хухра-мухра какая-то, и леденцов на нём не выдают. Минута, другая, третья, а мы всё пикируем.... уже через немытый иллюминатор стала отчетливо видна мелкая галька вдоль полосы. Но за секунду до касания пилот мастерски выровнял самолёт, и тот коснулся полосы одновременно всеми своими шасси. Вот это класс!
Тогда я понял, почему наше комиссионное начальство отказалось от халявы. Видать оно уже было в курсе про моду на чкаловское пилотирование у военлётов. А что? Война всё спишет...

Не знаю, от чего упал домодедовский Ан... но ещё тогда в далёком 1985-ом Ан-12 не выглядел передовым словом в авиационной технике, а скорее рабочей лошадью перед пенсией. Хотя вполне допускаю, что домодедовские мужики могли через чур крутой вираж заложить. Вот лошадка и не выдержала.
Кстати, гражданский аналог двенадцатого Ан-10 давно уже не летает. Я во всяком случае летел на таком в 1970-ом на каникулы к деду в Ленинград. Но потом они стали сыпаться с неба как перезревшие груши... После донецкой катастрофы 1973-го их всех списали.
Пару месяцев назадв Норвегии был скандал с украинским экипажем "Руслана"... Экипаж был задержан при попытке вылететь из Осло "под шафе".

Комментариев нет: