20 авг. 2007 г.

Варэныки, деруны, плецыки!


Вот так неласково встретил меня Свитязь вечером 14-го августа. Трудно было ожидать, что я выдержу там неделю. Нет, в юношеские годы, чтобы что-то доказать родителям я как-то сидел неделю под дождём на турбазе в Карпатах...
Но тут такого подвига от меня и не требовалось. В смысле и погода была разной, в основном хорошей, водочка была холодной и её хватало... а вода в озере тёплой... да и нужды доказывать что-то кому бы то ни было уже не было

А это что такое?

А это птенцы ласточки в гнезде над дверью сортира (мужской его части) на турбазе Свитязь от шахты Видродження...
Я не шахтёр. Кум, который всё это организовал, тоже. И вообще, я там не видел шахтёров... Кто-то из Черновцов, кто-то из ... но из шахты не видел. Я не утверждаю, может и были.

Но начну по порядку...
Кум со своим сыном уехал на вышеозвученную турбазу отдыхать и пригласил меня за компанию...
Уехать с кумом 13-го у меня не получилось. И вовсе не потому, что 13-го и ещё понедельник... просто мне надо было пройти кое-какие медицинские экзекуции в том числе и выписать новые очки...
Итак, 13-го вечером я направился на автостанцию узнать насчет доезда до Шацка... Барышня в окошке мне мило сообщила, что рейсов туда три, отправлением: в шесть, восемь и двенадцать часов... И что есть ещё пару билетов на двенадцатичасовой рейс на завтра... Это меня купило... я тут же выкупил один из оставшихся билетов...
На следующий день увидев автобус, которым мне предстояло ехать, я вспомнил Джером К. Джерома... точнее начало эпизода про сыр. Но не сам сыр и все прелести с ним связанные, а «лунатика», которого кучер по ошибке назвал лошадью. Так и мой автобус. Такой авто-рухляди я давно не видел. Даже тот ржавый «Москвич», которого я долбанул в крыло в 91-ом на Снопковской у булочной был посвежее. Автобус ЛАЗ-Турист годков двадцати от роду, с ржавой (и не только, но, как я в последствии убедился, и прохудившейся) крышей... Место 31 у окна. Сиденье наглухо заблокировано. Хотя я клевещу на СССР. Таких автобусов тогда не производили. Он всё-таки моложе. Почему? Да, потому что глухие окна в автобусах это дитя времени «национальных змагань». В «саветские» всё же существовали какие-то нормы, ГОСТы...

Итак, автобус оказался заполненным под завязку такими же как и я, желающими скрасить недельку уходящего лета на Шацких озерах.
Когда он отъехал от Львова и поднимался к Гряде, у меня появилась надежда, что автобус подъём не осилит, нам вернут деньги, и мы вернёмся во Львов... Но эта зараза подъём таки одолела... ко всему пошёл дождь, и это я сразу прочувствовал на своём правом боку... хорошо, что супруга всучила мне непромокаемую курточку (больше она мне не понадобилась, но тогда здорово выручила)...
Итак, это «удовольствие» длилось шесть часов. 240 км за шесть часов...
А тут меня ещё встретила картина (см. первое фото).

Но кум к моей встрече закупил «бычков». Так местные называют канадских сомиков, которых какой-то идиот завёз и расплодил в местных озёрах. Они (сомики) размером с настоящего черноморского бычка и так же не растут, пожирая при этом молодь ценной ихтиофауны, в том числе и угрей, местных озёр. Но поджаренные, на закусь... пальчики оближешь... Если, конечно, водочка свежая.

Как говорят биллиардисты, хороший удар даром не пропадает, посему утро следующего дня встретило нас так:

И это не воробьи летят, а лебеди. Правда мой поплавок (на переднем плане) так и простоял мертвее мёртвого... Ну что поделаешь, смена погоды!

Но тут округу наполнили возгласы вынесенные в заголовок сего опуса. Их выкрикивали местные предприимчивые товарищи, точнее в основном подруги товарищей, развозящие на велосипедах нехитрую крестьянскую снедь:

Стоимость порции вареников с картошкой семь гривен. Как правило, можно сторговаться за шесть...

Удивительно, но факт - найти информацию в интернете про Шацкие озера можно только очень поверхостную. Например, чтобы добыть карту этого озёрного края пришлось немного «попотеть».


Схема озёр. Красным крестиком показано приблизительное место нашего отдыха.

Озеро Свитязь - карстового происхождения. Питают его артезианские источники. Вода чрезвычайно прозрачная и мягкая. Средняя глубина водоёма - 7 м, максимальная - 58,4 м. Длина озера 9,3 км, ширина - 4,8 км. Водная поверхность занимает площадь 2750 гекторов. В ветреную погоду волны здесь достигают полутораметровой высоты.

Посередине озёрного пространства "главного шацкого озера" располагается остров. Его площадь около 7 гектаров. Остров зарос деревьями и загадочен своей экзотикой. Старожилы утверждают, что существует путь, по которому от берега до острова можно добраться по воде пешком...


Кто отдыхал на озёрах при прежней власти, посетив их сейчас будет удивлён - насколько мало тут изменений. Почему-то уверен, что варенниконосцы были и в те времена. Может не столь громкие.
Итак, вдоль озера протянулись базы отдыха разных организаций. У некоторых сменились хозяева. Например, Приватбанк тоже обозначил своё присутствие на озере. Но в основном это государственные организации, как например Волынское управление Облавтодора. Смотря на ихнюю базу понимаешь, почему с дорогами у нас проблемы. Зато база отдыха развивается...

Это уже законченное здание. Рядом строится ещё одно (на стадии отделки) подобное.
Базы тянутся между берегом озера и дорогой, местным Бродвеем. Другую сторону которого окупировали коробейники, базар, ресторанчики, куры гриль, магазинчики и даже, приятная неожиданность, отделение Укртелекома. Коробейники впрочем занимают и пространство у ограды баз по другую сторону «Бродвея».


На местном базарчике аборигены предлагают отдыхающим дары природы. Коронка базара вяленые угри по цене от сорока до ста гривен за «хвост».


Тем не менее, насколько я понял, местные (?) и не только власти хотят наложить лапу на остатки объектов отдыха советского человека. В смысле вялотекущая смена собственников идёт. Про Приватбанк я уже упомянул, а вот образец предложения продать базу отдыха:


А вот образец попытки наложения лапы, читай передела собственности:
Волынские власти в очередной раз пытаются привести в порядок базы отдыха на Шацких озе­рах. Губернатор Волынской области Владимир Бондарь предложил закрыть их для этого на один год. Такие попытки уже предпринимались, но до конца дело так и не довели. Кстати, речь идет только о базах, располо­женных в популярном месте на северном бере­гу самого большого и глубокого озера Свитязь в урочище Гряда (их более 30). В свое время ряд предприятий Львовской и Волынской облас­тей, а также чуть ли не все шахты местного угольного бассейна добились получения земель­ных участков на берегу озера и понастроили здесь свои базы из деревянных щитов, фанеры и т. д. Капитальных корпусов - раз-два и обчел­ся. Причем многие базы расположены слишком близко к воде, в защитной зоне. Здесь нет кана­лизации, ее заменяют выгребные ямы. Тем не менее почти все принимают отдыхаю­щих. Как будет в нынешнем году? Председатель Шацкой районной госадминистрации Леонид Киселюк заявил корреспонденту «КП», что ни одна база не открыта, хотя сезон уже начался.

В этом году не получилось. Думается, под выборы инициативного оранжевого губернатора одёрнули с Банковой. Местное население с этого живёт. Попробуй закрыть на год. Тут день месяц кормит. Кстати, начиная с Любомля становится виден хоть какой-то достаток в целом депрессивной Волынской области. Во всяком случае дорога от Владимир Волынского до Любомля производит удручающее впечатление. И не столько сама дорога, как заброшенные и уже проросшие кустарником, а кое где и лесом поля, зияющие бойницами выбитых окон животноводческие комплексы... в смысле их остовы.

...Продолжение в завтрашнем блоге...

Комментариев нет: