Сейчас на сайте Эха нашел распечатку той передачи: Большой Дозор с Вадимом Беляевым
Рекомендую прочитать
Ключевые места:
В. БЕЛЯЕВ: Я не слышал дословно, но, в принципе, я с ним согласен. Я некоторое время назад, по-моему, статью Ясина читал. Он, на мой взгляд, очень точно разобрался в причинах, как мне кажется. Очень точно. Проблема не в ипотеке, не в финансовых институтах, не в финансовых инструментах. Проблема в том, что мир изменился за последние двадцать лет, изменился принципиально. Появилось два новых гигантских игрока. Даже, наверное, не двадцать лет, больше. Это Китай и Индия. Можно добавить Россию и Бразилию, тогда получится полный БРИК так называемый. Но это в первую очередь, конечно, эти две страны, в которой живет, в общем, большинство населения Земного шара, на секундочку. И долгое время они оставались на вторых ролях, несмотря на огромное количество жителей, на, думаю, очень немаленькие объемы внутреннего производства и потребления. Эта ситуация стала меняться. Они стали выходить на внешний рынок. И у нас, и в Америке, и в Европе, в любой развитой стране, думаю, что количество китайских товаров во многих отраслях превышает и локальное производство и вообще все иное производство. Они заполняют рынок. Перенаправились денежные потоки. Они стали открываться. В Индии чуть-чуть другая ситуация, у них экономика более, может быть, инновационная, потому что китайцы просто копируют. Но хорошо копируют, качество же повышается. Уже очень многие отличить подделку от подлинного не могут и уже бывают спорные ситуации, а что лучше – китайская подделка или настоящее?
В. БЕЛЯЕВ: "Supreme" – так называемый термин, который, по-моему, никто не может перевести, но как-то все слышали. "Supreme" – ипотека, закладные. Что на самом деле произошло, на мой взгляд, какова история, в чем проблема? Понятно, есть экономическая подоснова. В Америке несколько лет были очень низкие кредитные ставки, доходили до 1-2 процентов за кредит, вроде как люди нахватали кредитов под свое жилье – американская мечта собственный дом, пусть даже в кредит, и потом ставки подняли и им оказалось тяжело выплачивать. На самом деле на сколько их подняли, давайте разберемся. На 2 процента годовых? Ну, те, кто в России столкнулся с такой вещью, как ипотека, они уже могут сказать, что плюс-минус 2 процента, конечно, влияет, но это не критично, то есть если ты мог оплачивать третью ставку, ты, скорее всего, сможет оплачивать и пятую. Поэтому это проблема, но она не вызвала такой волны, какая произошла. На мой взгляд, волну вызвало совсем другое. По-моему, в одной из последних книг Курта Воннегута "Галапагосы", утверждалось, что все проблемы современного человечества от очень большого мозга. В данном случае я склонен с этим согласиться. Итак, есть какой-то хороший большой американский банк, как ты его называешь, многопалубный крейсер, у которого офисы по всей стране, и он эту ипотеку, не знаю, семьдесят лет выдает. Умеет выдавать. У него обученный персонал, доступ к клиентам. На клиента, условно, один раз посмотрели – уже понимают, заплатит или не заплатит. Ну, я утрирую. Вот они выдали, не знаю, на 10 миллиардов долларов этих ипотечных кредитов. Там реальные дома, реальные люди, взяли, живут. Кто-то платит, кто-то не платит. Ну, понятно, большинство платит. Условно, у банка отведенные на эту ипотеку деньги закончились. Он эти 10 миллиардов, которые он собирался выдать в ипотеку, потихоньку выдал. Это не значит, что у него какие-то проблемы. У него все прекрасно с ликвидностью, с платежами. Но дальше что – распускать людей? Новых 10 миллиардов у него нет пока, чтобы продолжать выдавать ипотеку. Люди хотят брать дальше. Что делает банк в этой ситуации? Он прибегает к такому труднопроизносимому и малопонятному термину, как секьютиризация, то есть он перепаковывает всю эту кучу различных ипотечных кредитов по всей стране, выданных на разное жилье разным людям. Грубо говоря, сколачивает их в один такой кирпич размером 10 миллиардов долларов. Дальше идет к другим инвесторам, не банкам – пенсионным фондам, частным фондам, мьючел-фондам, страховым компаниям, к любым инвесторам – и говорит "ребят, есть такой прекрасный продукт размером 10 миллиардов, я его для вас, как хотите, нарежу, хотите – по миллиону, по 10 миллионов. Он приносит доходность, потому что люди платят за кредиты. Вам ничего не надо делать, я эти кредиты уже выдал, я всех проверил. Купите у меня это".
О. БЫЧКОВА: Они покупают.
В. БЕЛЯЕВ: Они покупают. Банк обратно получает деньги и снова может выдавать. Пока ничего вроде бы неестественного не происходит. Новые заемщики, новые кредиты, новые дома, новые платежи.
О. БЫЧКОВА: То есть это такая виртуализация как бы происходит того, что раньше было деньгами?
В. БЕЛЯЕВ: На самом деле еще никакой особой виртуализации не произошло. Произошла именно вот эта секьютиризация – некий банковский продукт превратили в ценную бумагу. А вот дальше начинается самое интересное. Дальше для того, чтобы продавать такие продукты успешно, требуется такая история, как рейтинг. Есть общепризнанные мировые рейтинговые агентства, не буду называть, и так всем известно.
О. БЫЧКОВА: Понятно. Если у вас все в порядке с рейтингом – мы у вас купим, если нет – то гуляйте.
В. БЕЛЯЕВ: Конечно. Приходит рейтинговое агентство, оно тоже уже семьдесят лет за всем этим следит и знает, и понимает, и в ипотеке разбирается. Они говорят: "Смотри, вот у тебя эти 10 миллиардов выдано. У нас есть история. Мы знаем, что из этих 10 миллиардов, условно говоря, 9 миллиардов 900 миллионов заплатят вовремя и погасят. Не знаю, 50 миллионов – будут проблемные платежи. И 50 миллионов – не заплатят никогда. Поэтому давай сделаем так, чтоб без риска. Мы твои 10 миллиардов разделим на три кучки. 6 миллиардов – по ним заплатят точно, они самые лучшие. Мы им дадим рейтинг "трипл эй", самый высший. 2 миллиарда – по ним, скорее всего, заплатят, но не так хорошо, как по тем, но тоже заплатят, мы им дадим рейтинг похуже, "трипл би", например. И третья кучка, 2 миллиарда – по ним, наверное, тоже будут платить, но неизвестно сколько, когда и кто, поэтому мы им дадим самый низкий рейтинг "б". Вроде все честно, все понятно. Разумно. Никаких проблем. Дальше это все выходит на финансовый рынок и начинает обращаться среди инвестиционных банков, брокерских компаний, других типов инвесторов. Что происходит? Для примера, некий крупный банк инвестиционный собирает этих, которые средняя кучка, например, с рейтингом "БББ", 2 миллиарда. Он собрал их пять, от разных банков купил. Перепаковал в новый кирпич, у него снова 10 миллиардов. Он зовет то же агентство, говорит: "Ребята, у меня есть 10 миллиардов выданных ипотечных кредитов. Как вы там рассказывали? Вы уже знаете: делим на три кучки, 6 – надежные, присвойте-ка им "трипл би". Те присваивают. А что? Кто кого обманул? Вторая кучка, третья. Так кругов пять-шесть нарезано всего этого дела, раз за разом.
В. БЕЛЯЕВ: ... Вопрос в том, что пришли в банк, "дайте денег", банк говорит "что взамен дадите, что будет гарантией, что вы вернете?". Они говорят "мы вам своих акций отгрузим, немножечко совсем, но смотрите, какие они дорогие, пусть они у вас пока лежат, они же росли в цене, они семь лет росли в цене, они и дальше будут расти". Ну, математика – если они до этого семь лет росли, значит, они еще семь будут расти. Банк дает. А сейчас чего? Приходишь и говоришь "дайте мне кредит под акции". – "А что с вашими акциями?" – "Ну, упали". – "Сильно упали?" – "Ну, в два раза". – "Так, спасибо, до свидания". Потому что если они сейчас упали в два раза, то они завтра еще, может, в два раза упадут, кто ж тебе под это кредит даст.
В. БЕЛЯЕВ: И вообще, к сожалению, мы все умрем. Вот это я точно знаю, в частности, про себя. Что будет через два-три месяца? Я думаю, что касается мирового финансового рынка, его будет еще лихорадить. Я очень надеюсь, что меры принятые достаточно адекватны. Но те самые тектонические процессы, о которых мы говорили, никуда не делись, будут продолжаться. Я думаю, что кризис, к сожалению большому, на мировых финансовых рынках будет продолжаться, будет развиваться. Будут еще жертвы и среди коммерческих банков, еще до фондов не добрались. Чудовищно сложный вопрос, что в Америке происходит с пенсионными фондами. Это вообще предпочитает никто не трогать.
О. БЫЧКОВА: А что там происходит?
В. БЕЛЯЕВ: А там тоже законы все действуют с народонаселением. Это цикличная история. Население стареет. Есть прогнозы, что на самом деле, если серьезно разобраться, то у них денег-то не хватит на пенсию, уже давно не хватит, и что новые поколения должны будут из своего кармана покрывать пенсии предыдущих в этой прекрасной…
О. БЫЧКОВА: А новые поколения, по крайней мере ближайшие, как раз будут существовать в условиях…
В. БЕЛЯЕВ: А они вообще этого не захотят, понимаешь, в каких бы условиях они ни существовали, не любят новые поколения этого. В принципе. Никогда не любили. Система строилась так, чтоб этого не допустить. Возможно, система дала сбой. Возможно. Пока еще как-то очень мы все боимся эту тему затрагивать, потому что если выяснится, что это там так, то тогда в Америке может наступить нехорошее состояние, когда то, что сейчас происходит, покажется еще детским садом.
Советую прочитать весь текст передачи или скачать аудио запись передачи
5 комментариев:
МЕрси за интересную ссылку - вскрыт механизм банковских игр. После двух мировых войн нас уверяли, что глобальных кризисов уже не будет - создана система их предупреждения. И дай бог,чтобы этот кризис не перерос в мировую борьбу за ресурсы. А к тому все идет - и Россия первая попадет под раздачу.Если бы сейчас не выступили на КАвказе - это был последний рубеж. Все настойчивее пишут - что России не удержать такую территорию со стремительно уменьшающимся населением и громадными ресурсами. А если Ющ пустит сюда Нато - России пипец. И ядерное оружие не спасет - время подлета не то. На старте снимут. Потому нас и волокут в Нато за рога .
Гринспеновщина это, батенька
При нём были сняты ограничения и контроль Федеральной Резервной Системы над сделками на бирже.
Кстати, введённые ещё Рузвельном как предохранитель от финансового обвала.
Гринспен ушёл, а дело его живёт.
После камента пилота вообще стало грустно - за экономическими кризисами маячит третья мировая. Но есть и радостная мыслишка - мучиться не будем - просто испаримся.
всё не так грустно, производство падает, ресурсы дешевеют и их дешевле купить, чем завоевать.
кризис в данном случае - благо
Вашими бы устами да мед пить. Приятно жить на одном отрезке времени с оптимистом. Здесь смайлик.
Отправить комментарий